Новости компании

Новинки продукции, события, важная информация

Rally Estonia 2018. «Солнце Эстонии»

Отчет о гонке в Эстонии от экипажа "Движение-Автомасла"
  • Без рубрики
  • Комментарии к записи Rally Estonia 2018. «Солнце Эстонии» отключены

Rally Estonia 2018. «Солнце Эстонии»
Труба шатаем WRC (незаметно для них)
Эстонцы умеют удивлять. Признаюсь, но эстонские ралли для нашего экипажа уже стали делом привычным. Нет, ни в коем случае не рутина, а именно привычным, любимым, в глубокой степени изученным. Примерно, каким может быть спортзал рядом с домом, где вы любите заниматься и тренируетесь давно, как магазин, где почти с закрытыми глазами можете купить любой товар, как родной маленький город, куда всегда тянет, где бы ты ни был и сколько ни путешествовал. В Прибалтике мы проехали уже немало, шутка ли, но начиная с конца 2014 года, мы с Андреем Руслановичем участвовали в 25 ралли и это примерно столько же, сколько я за всю свою жизнь проехал в России, то есть, ещё одна гонка и я уже больше Прибалт в спортивном плане: )) Я и сам думаю, вроде только начали, а уже 25 гонок позади. Ну да ладно, какая разница где, лишь бы гонять!

» />
Полный размер

Это я к чему – почти все гонки нам уже известны. Пусть, к чести Эстонцев, они постоянно меняют дороги, строят новые, вступают в сговор с лесниками, которые снова строят новые дороги, но «скелет» гонки, её «классика», как правило, остаётся. Нам известен подход каждого из организаторов, мы хорошо знакомы почти со всеми официальными лицами, а с экипажами тем более, мы живём в одних и тех же домах, почти перестали пользоваться Booking.com и давно имеем скидочные карты на заправках и магазинах. В общем, всё как дома. Есть гонки с бОльшей атмосферой и по-хорошему «пафосные», но с не сложными дорогами, как Сааремаа, есть «Южная Эстония», где ровно наоборот – простой старт и финиш ралли на парковке, но дороги – золото, гонка для гонщиков.
Так вот, на ралли «Эстония», прошедшем в 13-15 июля в окрестностях Тарту и Отепяя, эстонцы, во главе с организатором Урмо Аава, в недавнем прошлом пилотом Citroen WRC а так же участником молодёжной программы Suzuki в мировом ралли, перевернули всё с ног на голову. Как они это сделали?! Как, этап национального чемпионата маленькой Эстонии возымел такой размах? Организаторы провернули поистине гигантскую работу.

» />
Полный размер

Цифры: дистанция 140 километров (обычно 100-110), 104 экипажа на старте (больше бывает только на Сааремаа, но этой гонке, на минуточку, почти 50 лет). Три заводских экипажа на технике WRC (Toyota GAZOO, CITROEN, Hyundai), примерно 15 машин категории R5 и прототипов. Как? Сколько было разных побочных активностей, развлечений для зрителей и детей, так просто не сосчитать. Один только концерт Нюши на певческом поле Тарту чего стоил (Иваныч очень хотел сходить, но не успел). У меня нет достоверной информации по количеству зрителей, но я смею предположить, что их было на всех СУ всех дней, предположим 10 000 человек (мне кажется что больше). А население всей Эстонии 1,2 млн. Так, это что, почти 1% населения всей страны пришёл смотреть?!

» />
Полный размер

Так вот, «солнце Эстонии» начало сиять примерно за полгода, доставая своими лучами в соцсетях весьма и весьма далеко. Целевая реклама, различные конкурсы, розыгрыши начались ещё тогда, когда у нас дома были морозы. Такая работа организаторов внушала уважения и не оставила нам, участникам, ничего иного, как с нетерпением ждать именно этой гонки.

» />
Полный размер

Лично я даже решил впервые целенаправленно вывести свою семью на ралли, показать (хотя бы попробовать) во всей красе папино и мужнино увлечение. Как оказалось, я выбрал лучшую гонку.
Итак, впервые Русланыч и с Иванычем на Тойоте с Жигулями, я с женой и дочками на другой Тойоте без Жигулей, двинули в сторону Отепя (1900 км).
Мы специально приехали с семьёй на день раньше, чтобы побродить по второму по величине городу Эстонии (цельных сто тыщ!) в полном составе. С удовольствием отдал день Тартусскому музею игрушек www.mm.ee (для маленьких детей искренне рекомендую) и поднимали престиж науки в www.ahhaa.ee . Детей привезли домой полными впечатлений, что называется «под крышечку».

» />
Полный размер

К слову, жили мы вместе с ижевчанами Костей Тарасовым и Никитой Северюхиным. Они психанули и приехали на эту гонку из Ижевска со своей Калиной, а это ещё на 500 км дальше чем нам. И ещё у них механик Альберт. У вас есть механик по имени Альберт? У меня нет. А у них есть! 
Пропись. Всё отлично шло, но кроме трамплинов. Мы видели их в разном виде, под разными соусами, но таких прямых билетов в стратосферу ещё не получали никогда.
Оказалось, давным-давно, в этой местности трамплины были ещё острее и «дальше», но зимы, снегоуборочная техника и грейдеры сделали своё дело, подравнивая и сглаживая «острие копья».
Что сделали эстонцы? Вернули в исходный «орбитальный» вид 27(!) трамплинов по всей дистанции ралли. У меня, конечно, хорошая подвеска, но я ненадолго немного загрустил. Как это прыгать и прыгать ли вообще, мы не знали и записали почти всё «не прыгать».

» />
Полный размер

Масштаб мероприятия сделал расписанием очень расслабленным (для хвоста канала) и почти всю пятницу мы были предоставлены сами себе в ожидании церемонии торжественного старта, которая для нашего экипажа была в районе 22 часов.
Церемония.
Как сказали Ижевчане после старта торжественного старта, «В принципе, оно уже того стоило, сойти уже не жаль». (Кстати, ребята вскоре это и сделали).
Это было невероятно. В предстартовой зоне с действующими пилотами мирового первенства и современными машинами WRC, мои Жигули ещё никогда не стояли. Народу – просто тьма, в предстартовую пускают только по RALLY PASS (билет зрителя), огромное количество журналистов, тьма квадрокоптеров над подиумом (кстати, как они не сталкиваются?), ну и всеобщее приподнятое настроение и азарт в воздухе. Проезжать через такой подиум, вообще, чрезвычайно полезно психологически. Откуда-то извне берётся огромная мотивация, появляется ещё большая уверенность в том, что ты делаешь своё дело правильно и не только тебе одному (и нескольким друзьям ) по душе этот прекрасный спорт. Лучше посмотрите фотографии, мне не хватит добрых слов.

» />
Полный размер
» />
Полный размер
» />
Полный размер
» />
Полный размер

Старт.
Изумительные дороги, качество покрытия, конфигурация, все по высшему разряду! Но что это?! Трамплины, эти «тропинки» в небо, на которые почти все жаловались, мол «перебор» и «только для WRC» оказались нормальными трамплинами, которые можно и нужно прыгать. Видимо, в правительстве Эстонии есть специальный департамент трамплинов и какой-нибудь Урмо или Кристо строго-настрого следит за тем, чтобы трамплины на Эстонских гонках строились грамотно, а выглядели при этом страшно.

» />
Полный размер

Наш экипаж раскусил это лишь к середине первого дня, кое-где мы начали прыгать, не стесняясь, кое-где совсем в полную педаль. Не скрою, что осталась два-три трамплина, где мы не прыгали совсем. Я посмотрел видеозаписи и это было зря – всё там прыгалось.

» />
Полный размер

Гонка имела непривычный тайминг-формат. Два, максимум три спецучастка – короткий сервис (15-20 минут), и так много раз. Расслабиться невозможно, механикам особенно. Благо, что не было выездных заправок, иначе с одним механиком в штате такую гонку уже было бы не сдюжить. Уже в первый день начался мощный «падёж» участников – большое количество вылетов с трассы (после почти каждого сильного трамплина машины участников были рассыпаны как листья салата), так же много сходов по трансмиссиям. Дальние прыжки «за и через» не прошли для многих зря – поломанные привода, завёрнутые карданы и прочее было в изобилии. Все же прыгали как WRC: )))))

» />
Полный размер

«Летучая» специфика гонки позволила сделать одно приятное заключение: «У меня хорошая подвеска». Как вы понимаете, с Жигулями просто не бывает ничего и купить амортизаторы за 4000-и до бесконечности тысяч EUR и наслаждаться жизнью, как на нормальных машинах в нашем случае невозможно. Хорошее железо – это отлично, но сколько времени мы потратили в бесконечной синхронизации геометрии, на «ударное рулевое», на оптимизацию ходов, статики и прочего, лишь создавая возможность хорошему железу работать более-менее правильно – страшно (но приятно) вспомнить. Оказалось, машина хорошо прыгает, и самое главное – ровно, то есть при прыжке в «полный газ» приземляются сначала задние колёса, потом перед. Всё как надо, без пробоев. Или, так помогает спойлер на крыше, не?!)

» />
Полный размер

Жаль, несколько (три) особо прыгучих СУ мы не промчали, вот почему.
На 7 спецучастке на подходе к левому повороту на 90 градусов (ещё при прямолинейном движении, но уже на очень низкой скорости) у нас срезает шпильки на заднем левом колесе и мы его теряем. Прямо идёт дорога (Т-перекрёсток), мы аккуратно тормозим, движемся по ней прямо и останавливаемся уже без колеса.
Колесо, отделившись от Жигулей, продолжает движение по прямой. Дорога прямая, под горку, примерно 150 метров, так называемой «зоны безрпасности» (для возможного вылета машин). Дальше ленточки, маршалы и подъезд к очередной зрительской зоне.

» />
Полный размер

Колесо, преодолев всю эту зону безопасности (сильно больше 100 метров) ударяет маленького мальчика.
Это было страшно, произошло за 5 секунд. Русланыч сразу нажал SOS и остался связываться со штабом у машины, я побежал к малышу. Доп остановили, через 6 минут приехала скорая, сразу после инцидента мужчина – медик из числа зрителей оказал самую первую помощь. В этом месте не нужны подробности, достаточно сказать, что с малышом всё в порядке, его зовут Расмус, ему 5 лет, мы постоянно были на связи с его мамой, на третий день его отпустили домой, сейчас он в полном здравии. Надеюсь, мы подружимся, договорились встретиться на «Южной Эстонии» через месяц. Как у пирата -сломан молочный зуб : ))) Слава Богу!
Чувства были самые тёмные тогда. Вообще не хотелось никуда идти, ничего делать и тем более куда-то ехать. Я сидел на той канаве совсем без сил, думая лишь о том, чтоб с мелким всё было в порядке. Иваныч быстро приехал с ижевчанами (они к тому моменту уже сошли), за 5 минут поставили новые шпильки, вернули колесо на место.

» />
Полный размер
» />
Полный размер

Огромной радостью было сообщение вечером от мамы Расмуса, что он в порядке, есть пара ушибов, кости все целые, нужны лишь несколько обследований для полной уверенности. Это была огромная радость для меня. Если б эта весть не пришла – я бы не стартовал на следующий день, слишком велико было переживание за здоровье маленького раллийного фана.
Но он был в норме и мы поехали дальше.
Вгрузили новый комплект покрышек и поехали за удовольствием (от нашей лидирующей позиции в первый день осталось ничего – штраф за сход в первый день составил более 20 минут).
Помните, я как-то в Сааремской заметке писал, что есть такой закон, согласно которому, старые покрышки невозможно проколоть. Помните? Оно работает. На пауэрстейдже пробиваем колесо (ЗАДНЕЕ ЛЕВОЕ!) и измочаливаем его в щепки (ясно дело, что оно было новое – 225 Евро).

» />
Полный размер

Меняем прямо на спецучастке. Борьбы нет никакой, но из-за малого количества участников в классе и большого падежа, нам светили какие-то очки в чемпионате.
В хороших чувствах возвращаемся с пауэра на последний сервис для быстрой замены покрышек, нам остаётся перегон до Тарту и городской СУ в 1,6 км и финиш. За 5 километров до сервиса резко пропадает давление топлива. Но я ж — битый воробей, у меня два насоса, переключаюсь на второй – нет давления : )) Машина заглохла.

» />
Полный размер

Семь-восемь минут пляшем вокруг Жигулей, дальше Русланыч объявляет что нормы времени и опоздания исчерпаны – «Сушите вёсла!»
Эмоционально, мы совсем не огорчились этим сходом, гонка была изумительная, браво организаторам, мы её почти всю проехали. А радость от того, что с маленьким Расмусом всё в порядке начисто перекрыла все расстройства от схода.
Как специально, прямо через поле от места схода отливал брызгами солнца огромный пруд. Я сразу накупался от души и вернулся к машине, которая… работала !О!О!О!О!О!
Приехал Иваныч, и пока я купался, не придумал ничего лучше, чем налить в бак топлива.
У НАС КОНЧИЛСЯ БЕНЗИН ЗА 5 КМ ДО ПОСЛЕДНЕГО СЕРВИСА!
Технически всё было исправно – датчик показывал наличие топлива (датчик американский, в обмане не замечен). Топлива перед этой секцией мы налили ровно столько же, сколько на предыдущую. А секции одинаковые, метр в метр.
Ещё раз скажу, что мы не огорчились. Конечно, работу мы уже проводим, такого больше не случится.
Это была самая лучшая гонка в моей скромной карьере, но она могла стать самой плохой. Но Слава Богу, осталась самой лучшей!

» />
Полный размер
Финиш и победа Тянака!

Я благодарен организаторам, мероприятие было невероятное, лучшее из того, что я видел. (Я не был на WRC)
Спасибо моей семье за то, что приехали меня поддержать, ещё и получили удовольствие, ещё и почти всё посмотрели. Спасибо супруге и детям!
Спасибо Русланычу и Иванычу за надёжность по всем нашим фронтам.
Огромное спасибо «Движению-автомасла» за качественную и надёжную поддержку.
Спасибо ижевчанам за хорошую компанию.
Спасибо фото-видео людям, что создали так много запоминающихся кадров.
А мы что? Вовсю чинимся и готовимся к Louna-Eesti Ralli 25-26 августа 2018.
Материал от А.Р. Клещёва – человека, заработавшего себе имя на статьях об автоспорте:
autoreview.ru/articles/avtosport/rally_estonia18

https://www.drive2.ru/l/507630225966761007/

Back to top